Мы работаем пн-пт 10:00 - 20:00
сб-вс 11:00 - 18:00
Меню
Главная / Статьи / О чем говорят надписи и маркировки на шинах?

О чем говорят надписи и маркировки на шинах?

24.02.2019

С конца 2012 года на шинах появились новые виды маркировок. Так называемые «евроэтикетки». Чтобы автолюбители не задавались вопросом, что обозначают «таинственные символы», поговорим об особенностях современных шин и обозначениях на них. Данные знания не будут лишними, т.к. любой автолюбитель хотя бы единожды сталкивался с покупкой шин. Ведь многие считают, что шины представляют собой однородно литое изделие, а значок «R» в маркировке - это обозначение радиуса. А уж, что обозначают новые цветные пиктограммы, большинству совсем невдомек. Так что же обозначают все эти таинственные символы, расположенные на боковой стороне шины и на этикетке?

Чтобы лучше понять, что собой представляет это неизменная составляющая любого автомобиля, остановимся на отличительных свойствах изделия и процессе его изготовления. А потом разберемся в маркировках, обозначениях и ярлыках, которые  можно увидеть на современной шине.

Как и из чего это сделано?

Обычная шина представляет собой эластичную оболочку. Она служит для того, чтобы удерживать воздух, находящийся под высоким давлением внутри шины. Эта композитная конструкция изготавливается с применением современных технологий и состоит из набора материалов. Основной составляющей является каучук, который по-прежнему добывают старым способом. Сок гевеи - это натуральный каучук. Чтобы собрать его, делают надрез на дереве и сок стекает в подготовленные емкости. Потом его отправляют на производство. Дальнейший процесс состоит из смешивания натурального каучука с дополнительными компонентами: сажей, серой и соединениями кремния.

Все компоненты помещаются в миксер, где они измельчаются. Процесс смешивания всех компонентов достаточно сложный. Чтобы измельченные частицы превратились в однородную смесь, добавляются различные масла и химические соединения. После чего полученная тугая масса проходит через валы, в результате чего получается полотно из сырой резины.

В последнее время ведущие производители шин стали добавлять в резиновую смесь еще один элемент – силику. Силика - это осажденная кремниевая кислота, представляющая собой грязновато-белый порошок. Еще ее называют белой сажей. Силика была открыта сравнительно давно, однако широкого распространения при производстве шин она не получила, поскольку отличалась довольно высокой стоимостью. Кроме этого, чтобы усовершенствовать процесс резиносмешения, требовалось специализированное дорогостоящее оборудование.

В связи с развитием технологий и появления современных мощных автомобилей, а также изменений в экологических требованиях, использование силики стало необходимостью, так как она значительно повышает качество выпускаемой продукции:

  • увеличивает энергоэффективность (уменьшает сопротивление качению);
  • улучшает сцепление покрышки на мокром асфальте;
  • повышает эластичность шин, при низких температурах.

Результаты наблюдений последних 10 лет показали, что применение силики при производстве компаунда для шин позволило снизить показатели сопротивления качению до 25%, вследствие чего расход топлива может быть снижен до 5%. . Наличие силики в резине — показатель их экономичности и безопасности.

Современный процесс производства шин отличается постоянным усовершенствованием рецептур по изготовлению резиновой смеси, геометрии протектора. Кроме того, процесс сборки шины стараются полностью автоматизировать, хотя автоматические линии стоят недешево, поэтому не каждый производитель может позволить провести полную автоматизацию.

Надо отметить, что для производства такого, с первого взгляда простого изделия, как шина, недостаточно современного высокотехнологичного оборудования. Необходимы знания, выработанные годами традиции и большой опыт в разработке шин. Хорошим примером недостаточного опыта и наличия высококвалифицированных специалистов при хорошем оснащении производственных комплексов по изготовлению автомобильных шин являются изделия китайского производства. Китайские производства отлично оснащены и производят шины в большом количестве, но у них не хватает специфических знаний, наработок и опыта в производстве качественных шин. Точная копия известных брендов не поможет соответствовать также и их техническим характеристикам без «секретов» изготовления.

Закончим отступления и вернемся к процессу производства автомобильных покрышек.

Следующий этап производства - сборка, при которой происходит объединение всех элементов в единое целое:

  • Каркас представляет собой несколько слоев обрезиненного корда, крепящегося к бортовым кольцам с прослойками из резины;
  • Боковина - важная деталь шины, задача которой служить для защиты от повреждений с боковой стороны. Чем прочнее боковина, тем меньше шансов получить повреждение;
  • Борт изготовлен из нескольких витков стальной проволоки. Он обеспечивает крепление шины к ободу колеса, поэтому для повышения прочности имеет повышенную жесткость;
  • Протектор - часть, представляющая собой рисунок шины;
  • Брекер располагается между каркасом и протектором. Эта часть состоит из нескольких слоев корда или резины. Малозаметная, но необходимая деталь, служащая противоударной защитой каркаса в процессе движения автомобиля.

После завершения сборки шины наступает следующий процесс, называемый вулканизацией. Заключается данный процесс в том, что во время вулканизации достигается максимально прочное соединение всех деталей покрышки друг с другом, в результате чего шина приобретает конечную форму. О вулканизации впервые заговорили в первой половине XIX века. Основатель компании Goodyear, Чарльз Гудьир, сделал открытие, благодаря которому каучук превращается в резину.

Вулканизация оказывает большое воздействие на технические характеристики готовой продукции. Все зависит от времени вулканизации. С увеличением показателя предполагаемой нагрузки шины, соответственно увеличивается время вулканизации. Например, для шин, используемых при нагрузке до 14,5 т, процесс занимает более 3 часов, для машин, рассчитанных на нагрузку около 600 кг достаточно 15 минут. Изобретения Гудьира имеют специфическую особенность: нельзя изменять время, необходимое для вулканизации шин, так как в результате нарушения временного режима получится конечный продукт, не соответствующий необходимым техническим показателям. Даже достижения современных технологий не позволяют внести изменения в процесс вулканизации, сократив время. Даже химикаты, используемые для ускорения процесса, не меняют установившего порядка.

Что значат символы, нанесенные на шину?

Информация о примененной при изготовления шины технологии послужит для повышения общей эрудиции, а знание символов, ярлыков и пиктограмм, нанесенных на шине, и их значений понадобятся каждому владельцу транспортного средства. Разберемся, что они обозначают. Например, какие значения заключены в следующие показатели:

195/65 R 15 91 H TL

195 - ширина шины (в мм);

65 - процентное отношение высоты профия к ширине;

R - указание типа конструкции. Это радиальный тип конструкции;

15 - диаметр обода (в дюймах);

91 - показатель максимальной нагрузки на шину в кг. Каждому значению соответствует свой показатель в килограммах (например: 91 – 615 кг, 108 – 1000 кг и т.д.);

H - показатель скорости (максимальное значение скорости, при котором шина сохраняет свои потребительские качества);

TL  (Tubeless) - обозначение бескамерного типа шины.

ТТ (Tube Type) – камерная шина.

Раньше предпочитали производить диагональные шины. Обусловленно это было, прежде всего, меньшими затратами на производство и простотой ремонтных работ. На данный момент предпочтение отдается в основном шинам с радиальной конструкцией, изобретенным еще в начале XX столетия. Отличительной особенностью двух типов конструкции шин: радиальной и диагональной является особенность направления нитей корда. При использовании радиальной схемы они проходят от одного конца борта к другому без перекрещивания, во втором - по диагонали перекрещиваясь.

Большой вклад в развитии серийного производства радиальных шин внесли европийские производители Michelin и Goodyear. Во многом именно благодаря им и началось массовое производство шин с радиальным типом корда.

Поскольку в следствии применения радиальной конструкции корда на шину воздействуют только радиальные нагрузки, это уменьшает их напряжение, а следовательно, можно сократить и количество слоев при производстве. Положительные моменты шин с радиальной конструкцией корда:

  • Улучшение отвода тепла, возникающего внутри шины во время движения.
  • Повышение коэффициента сцепления с дорогой. Этот показатель улучшается в результате увеличения площади пятна контакта с поверхностью дороги, и особенностей брекера, предотвращающего деформацию протектора;
  • Улучшение управляемости транспортного средства и повышение его боковой устойчивости;
  • Увеличение срока эксплуатации благодаря высоким износоустойчивым качествам. Доказательством качества шин радиальной конструкции является показатель пробега до 100 и более тысяч километров. Пробег шин с диагональной конструкцией, как правило, не превышает 40 000 км.

Маркировка TWI является еще одним символом, который часто встречается на шинах. Расшифровывается символ как "tread wear indicator"  или "индикатор износа протектора". Обычно символ TWI расположен на боковине шины и его задача - указать на место нахождения индикатора износа на протекторе. А сам индикатор износа протектора - это небольшие бугорки, расположенные в продольных канавках.

D.O.T. – американская система сертификации. Наличие DOT говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности шин Транспортного Департамента США (Department of Transportation). Первые 2 символа – код предприятия-изготовителя, последующие 2 символа - размер шины и ее конструкция, следующие 4 символа относятся к кодировке производителя (могут нести информацию о модели и ее отличительных особенностях), последние 4 символа – неделя и год изготовления. Почти все ведущие производители имеют свои буквенные обозначения. Например, индекс L обозначает Uniroyal, E - Bridgestone и т.д.

При наличии ассимметричного ненаправленного рисунка протектора на боковой стороне шины наносится маркировка на английском языке, обозначающая внутреннюю и внешнюю сторону колеса (side facing inwards/side facing outwards или inside/outside).

При наличии направленного рисунка протектора, на боковину наносится маркировка rotation, указывающая на направление вращения шины для правильной установки на автомобиль.

Также из надписей на боковой части шины можно узнать конструкцию шины и количество слоев (надпись - plies), перечень материалов, которые были использованы при ее производстве.  Вышеописанные символы встречаются на всех шинах.

Начиная с конца 2012 года, появились новые ярлыки на шинах, распространяемых в Европе. Появление новых обозначений вызвано требованиями ЕС. По европейским стандартам рассматриваются три показателя:

  • Сцепление шин с мокрой поверхностью дорожного полотна;
  • Установленный показатель расхода топлива авто на данных покрышках;
  • Уровень шума.

Этот показатель обозначается буквами. Самый высокий показатель обозначается буквой А, самый низкий - буквой G.

Топливная экономичность. А – наилучший показатель. G – наихудший. Для обозначения уровня шума используется пиктограмма с изображением колеса и волн. Количество закрашенных волн соответствует шумовому показателю. Одна волна является показателем низкого шума, две соответствует более высокому показателю, три соответствуют шумной шине. Дополнительно используется цифровое обозначение.

Основные требования по уходу и эксплуатации шин.

Постоянное измерение давления в шинах. Оно должно соответствовать установленным производителем показателям. Уровень давления проверяется до начала движения, пока она холодная. Как только автомобиль начинает движение, шина нагревается и соответственно увеличивается давление. Любое отклонение в большую или меньшую сторону от установленных показателей влияет на состоянии шины и уменьшает срок эксплуатации. Если уровень давления превышает норму, то это приводит к износу центральной беговой дорожки, снижает способность к сопротивлению к механическим воздействиям, вызывает дискомфорт при управлении автомобилем, приводит к быстрому износу деталей подвески, пружин и различных узлов соединения. Если низкое давление, то при этом страдают плечевые зоны, может наблюдаться отслоение в бортовой зоне, повреждение шины в месте соприкосновения с диском, пилообразные изменения на протекторах. Наблюдаются трудности в управлении транспортным средством: машину начинать кидать в процессе движения, ответная реакция на рулевое управление снижается. Поэтому под рукой всегда нужно иметь манометр, чтобы следить за уровнем давления.

Проводить постоянный осмотр шин. При появлении трещин на боковинах необходимо срочно менять шины. Так как боковая поверхность имеет более тонкий слой, то любая трещина может вызвать ее разрыв.

Не обойтись без замены шин, если на боковинах или протекторе (да, и такое бывает) появились пузыри (вздутия) или следы от порезов. Даже при малом сроке эксплуатации их нужно заменить.

Наличие изношенных внешних кромок на передних колесах говорит о вашей привычке быстро и не сбавляя скорости входить в поворот. Также это может говорить о недостаточном давлении воздуха в шинах. Напротив – изношенная внутренняя часть протектора говорит об избыточном давлении в шине. Если на протекторе появились изменения в виде зубчатой или перьевой формы, то стоит провести проверку углов развала/схождения колес транспортного средства.  Любые непредусмотренные изменения рисунка протектора говорят о неполадках в различных узлах машины. Если на протекторе есть следы неравномерного износа, требуется проверка на балансировочном станке. Возможно нарушение геометрии шины или колесного диска.

Приобретая шины, надо покупать полный комплект, чтобы заменить шины на всех колесах. При замене одной, двух шин, возможно несоответствие марки и модели с оставшимися. Для того чтобы шины имели равномерный износ, раз в полгода меняйте местами задние и передние шины, или когда пробег авто на данных шинах достиг 10-12 тысяч км. Задние колеса обеспечивают устойчивость и сцепление автомобиля с дорожным покрытием, поэтому если вы приобрели неполный комплект, то лучше сначала произвести замену задних колес.

Поделиться:

Вход в личный кабинет

Забыли пароль?
Войти с помощью:
Еще не зарегистрированы?
Регистрация

Заказать звонок

Уведомить о поступлении товара